Интервью с Алексеем Комиссаровым

В рамках подготовки к Премии «Стартап года» 2012 мы встретились с Руководителем Департамента Науки, Промышленной Политики и Предпринимательства  г. Москвы – Алексеем Геннадиевичем Комиссаровым.

- Алексей Геннадиевич, расскажите, пожалуйста, вкратце, чем занимается ваш департамент? 

- Если говорить о нашей деятельности, которая связана с предпринимательством - задача в том, чтобы бизнес играл бОльшую роль в экономике города. Для этого нужно, чтобы появлялось больше новых компаний, нужно заниматься популяризацией предпринимательства и помощью начинающим предпринимателям. Кроме того, важно чтобы существующий бизнес не уходил из Москвы, рос и развивался в нашем городе.

- Примерно такие же функции у новой структуры ГБУ Малый Бизнес Москвы. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой структуре и о том, чем вы отличаетесь.

- ГБУ Малый Бизнес Москвы создан нашим Департаментом. Это учреждение как раз должно решать задачи по развитию бизнеса на переднем фронте.  Мы хотим, чтобы в каждом округе было место, куда каждый предприниматель мог бы обратиться и получить консультацию, поддержку, информацию, чтобы там были юридические службы, которые могут поддержать в случае проблем. В каждом округе мы хотим сделать на базе филиалов ГБУ коворкинг-площадки, где предприниматели смогут работать и общаться, где будут проходиь семинары, мастер-классы и тп. Соответственно ГБУ - наш основной инструмент. А в Департаменте, кроме вопросов общения с предпринимателями, есть еще задачи по изменению нормативной базы, законодательства  и ряд других.

- Правильно ли я понимаю, что ГБУ – это коммуникация с населением , а Департамент - коммуникация с государством?

-  Отчасти - да, но мне не хотелось бы, чтобы Департамент воспринимался оторванным от предпринимателей.

- До сих пор, если говорят о поддержке малого бизнеса Москвы, мы представляем себе парикмахерские, магазинчики и ларьки.  На кого вы на самом деле делаете акцент, боретесь ли вы  с этим "ларечным" стереотипом и каким образом?

- Те бизнесы, которые вы назвали, тоже нужны городу, но у них больше возможностей для самостоятельного развития. У нас приоритет поддержки инновационных компаний, компаний производственных, высокотехнологичных. Не потому, что это тренд в государстве. Просто это  те компании, которые,  с одной стороны, тяжелее всего развивать и соответственно они больше других нуждаются в поддержке, с другой стороны - это компании которые во всем мире быстрее всего растут. Если мы говорим про создание 1 торговой точки, то с ее открытием появляется  2-3 рабочих места, и через год их столько же, и через несколько лет. Может быть, будут открываться новые точки, но взрывного роста все равно скорее всего  не будет. Если же мы говорим об инновационном бизнесе – то он может сегодня стартовать силами одного человека, а уже через год-два привлечь миллионные инвестиции и десятки, сотни, а потом и тысячи людей.

- Какими критериями меряется эффективность вашей работы.

 - Есть критерии формальные: они связаны с количеством консультаций, компаний, которые мы поддержали, проведенных мероприятий. Есть неформальные, которые для  нас, наверное, намного более важны – это восприятие бизнесом той среды, которая в Москве существует. Это могут быть рейтинги, это могут быть опросы. Для нас самое главное то, чтобы в Москве бизнесу было более комфортно.

- С расширением Москвы что-то изменилось в вашей работе?

- Для нас произошло несколько изменений. Присоединилось несколько ярких точек -  это Сколково и Наукоград Троицк. И наша приоритетная задача – использовать новые возможности для всей Москвы,  развивать Троицкий кластер,  а также потенциал других новых территорий.

- Вы, как человек близкий к инновационному бизнесу, какие видите проблемы для развития инновационных быстрорастущих бизнесов? Над чем стараетесь работать и какие проблемы стараетесь решить первоочередно ?

- Проблемы все эти давно известны. Одна из них - это получение финансирования на раннем этапе.  Обычно роль инвесторов на этой стадии (после первоначальных вложений самого предпринимателя и его близких)  выполняют бизнес-ангелы, а это сообщество пока еще у нас развито очень слабо по разным причинам. Хотя бы  потому, что большинство бизнес-ангелов – это люди из бизнеса, которые сами уже построили свои компании и готовы заняться инвестированием в стартапы.  У нас история предпринимательства в России слишком коротка и людей, которые прошли этап построения собственного бизнеса и дошли до такого уровня, чтобы заниматься развитием уже других компаний – их намного  меньше, чем, например, в США. И хотя денег у российских бизнесменов зачастую немало, не хватает Smart Money -  «умных денег». Ведь хороший бизнес-ангел – это не тот, кто просто инвестирует. Это  тот, кто помогает советами, связями, возможностями и так далее. Кстати, мы сейчас собираемся создавать ассоциацию менторов – людей, которые готовы делиться своим опытом с начинающими. Еще у нас создан специальный фонд, который дает займы бизнес-ангелам по льготным ставкам, чтобы они могли добавить эти средства к собственным деньгам и  инвестировать в стартапы. Первая попытка в этом году была сделана и несколько компаний получили от нас деньги.

- Как вы считаете, зачем нужны такие мероприятия, как Премия «Стартап года», и вообще конкурсы для стартапов. Что это может объективно дать стартапам в сложившейся ситуации кроме статуса «победитель конкурса». Что вы ожидаете от Премии «Стартап года»?

- Прежде всего, мы заинтересованы в том, чтобы в Москве было больше стартапов, больше предпринимателей и мы могли бы вместе этим гордиться (улыбается). У нас сейчас очень мало молодых людей, которые хотят пойти в бизнес, а мероприятия такого плана показывают, что это делать и можно и нужно, что можно добиваться успеха, признания, финансовых результатов. На конкурсе «Старатап года» многие компании показывают уже достаточно серьезные достижения.

- Вы сами однажды получили статус победителя  – в конкурсе «Предприниматель года» от компании Ernst&Young. Что вам это дало? Какие были сделаны выводы?

- Для меня это была возможность посмотреть на свой бизнес со стороны, посмотреть, как его видят другие. Увидеть сильные и слабые его стороны. Соответственно сосредоточиться на том, что можно улучшить. С этой точки зрения это участие было очень полезным.

- Касательно научной составляющей в работе департамента. У меня есть «вопрос из зала». Многие молодые ребята сейчас заканчиают такие научно-исследовательские специальности, как физика, нанофизика, робототехника и другие. Куда им идти работать. Решает ли Департамент эту проблему трудоустройства научных кадров и каким образом ?  

- Только что у меня была встреча посвященная  вопросу инженерных кадров. Мы им активно занимаемся. Как мы видим нашу роль? Мы хотим, чтобы высокотехнологичные компании, которые есть и появляются в Москве, могли бы объединить усилия и заявлять университетам  о потребностях в специалистах,  которые им нужны, а университеты, в свою очередь,  корректировали свои учебные планы под эти нужды.  Мы считаем, что это крайне важно, и движение должно идти с двух сторон. Университеты должны идти навстречу компаниям, а компании должны помогать университетам в организации реальной практики тех людей, которые этим компаниям нужны. С фундаментальной наукой история несколько другая и, нам, конечно, очень хотелось бы, чтобы молодые ученые оставались работать по своей специальности в Москве, а не уезжали в другие страны или вынуждены были бы устраиваться продавцами, менеджерами и т.п.

- Если говорить о нанотехнологиях и смотреть на то, какие проекты развиваются в этой отрасли - акцент идет на то, что все что разрабатывается должно приносить деньги. Есть ли упор на неэкономическую составляющю наноразработок? Что произойдет, если исчерпается база теоретических наработок в этой сфере, на основе которых осуществляются экономические решения?  Кто сейчас занимается этими проблемами?

- Что значит, исчерпается теоретическая база? К счастью, наука у нас жива, и наши ученые по прежнему делают новые и новые открытия. Хорошо, когда каждый занимается своим делом. Фундаментальная наука по закону и по сути поддерживается федеральными органами власти и федеральным бюджетом. Это вопрос развития государства в целом, его безопасности и, на мой взгляд,  вопрос очень важный стратегически. Роснано занимается своими задачами, Правительство Москвы – своими. Сейчас нет  противопоставления науки и экономической составляющей.  Все иследования все равно нужны для того, чтобы получить какую-то выгоду для человечества, но это может быть процесс, сильно растянутый во времени. Именно поэтому нужна федеральная поддержка науки. Без этого не обходится ни одно нормальное государство. С другой стороны,  сейчас так быстро происходят все процессы, что многие фундаментальные открытия достаточно быстро находят свое применение в бизнесе.

- Вернемся к стартапам. Вы входите в ассоциацию бизнес-ангелов и сами активно занимались инвестированием.В какие стартапы вы вкладывали и по каким критериям их оценивали?

- Я инвестировал в стартапы до того, как оказался на госслужбе.  Основным критерием для меня были и являются люди. Я уверен, что яркий , интересный, умный, целеустремленный  человек практически из любой идеи сделает хороший бизнес. И наоборот. Поэтому для меня главное в  стартапе – это команда. Естественно, важно также чем занимается эта команда. В приоритете для меня была сфера IT, но не только.

- Многие российские стартапы, особенно IT, – копипаст западных идей и технологий. Плохо это или хорошо? Что вы с этим делаете?

 - Это и так и не так. Я не вижу ничего плохого в том, что какую-то идею принесли на наш рынок с запада, если у нас такой идеи еще нет. Любая такая  деятельность в процессе реализации порождает какие-то новые идеи, новые разработки, новые «фишки». Такая компания может стать более успешной. Это старая дискуссия о том,  у кого больше преимуществ  - у  first mover’ов или secondmover’ов. С одной стороны быть первым – это хорошо и замечательно. С другой стороны те, кто идет вторым, не повторяет ошибок первопроходца, который, по факту, создает новый рынок, на который могут выходить новые компании. Более того, я считаю, что среди наших ребят очень много таких, которые придумывают именно что-то свое, новое и уникальное.

- Я стартап. Я придумал приложение. Какую пользу я могу получить от Департамента? Что он может мне дать и надо ли мне вообще к вам обращаться?

- У нас есть субсидии для начинающих предпринимателей. Получить их реально и не так сложно, но надо понимать, что мы страхуемся от того, чтобы бюджетные деньги направлялись  только под голые идеи. У нас есть одно обязательное условие – размер финансирования, который вы привлекаете из Департамента, должен соответствовать тому финансированию, которое вы уже вложили или готовы вложить в предприятие – из собственного капитала или от привлеченного инвестора. Т.е. если вы у нас запрашиваете 500 тысяч, вы должны показать, что у вас есть еще 500 тысяч инвестиций из других источников.

- А консультационной частью занимается ГБУ?

- Да, но не только.  Мы создаем ассоциацию менторов, которые будут помогать стартапам. Создали Центр  Инновационного Развития, который открылся 29 октября в здании Департамента. Это такое «единое окно»  для стартаперов, где можно  получить консультации по возможностям, которые дают для них не только городские власти, но и все институты развития -  РВК,  Сколково, Роснано,  с какими проектами  идти в фонд Бортника и в другие фонды, какие есть инкубаторы и много  другой полезной информации.

- Как вы взаимодействуете с бизнес-инкубаторами?

- Мы сейчас как занимаемся «инвентаризацией» инкубаторов и технопарков. К сожалению, зачастую под вывеской бизнес-инкубатора скрыается совсем не то, что должно было быть. Мы хотим уйти от создания собственных инфраструктурных объектов и максимально поддерживать существующие и новые частные.

- И сколько всего инкубаторов в Москве?

- Формально – несколько десятков, фактически активно работающих – около десяти.

- Какая на ваш взгляд самая главная ошибка стартапов ?

- Наверное, переоценка рынка и недооценка конкурентов. Я от многих слышу: «У нас конкурентов нет»  - так не бывает. Всегда есть кто-то, кто предлагает решение той же задачи, в том числе непрямые конкуренты. Например, нам в бизнес-школе объясняли, что конкурентом авиакомпании может быть не только другая авиакомпания, но и железнодорожные или автомобильные перевозчики, и даже Скайп – ведь все они решают проблемы реального или виртуального перемещения людей

- Что читать стартаперу? Надо ли читать или действовать самостоятельно – так, как «чувствуется»

- Читать надо. Это полезно во всех смыслах. Для стартапера важная литература не только та, которая дает четкие указания что делать, а та, которая мотивирует, вдохновляет. Это может быть биография Джобса, книги Ричарда Бренсона – все что угодно. Мне лично после прочтения подобных книг всегда хочется горы свернуть.

 И, конечно, стартаперу нужно участвовать в отраслевых мероприятиях и конференциях, чтобы чувствовать рынок, а также найти единомышленников, специалистов, менторов, соратников, людей, которые смогут помочь словом, либо делом.

- Какие ценности должны быть у бизнесмена?

- Если говорить про начинающую компанию – то на первом этапе остро стоит вопрос выживания и, конечно, деньги стоят на одном из первых мест. С развитием бизнеса деньги должны уходить на второй план, должно быть желание реализовать идею, получить любовь потребителей к компании, к продукту. Лично я никогда не занимался и не стал бы заниматься бизнесом, который наносил бы вред людям. И, конечно, в первую очередь надо любить свое дело. Если деньги любишь больше, чем свое дело – успех врядли будет.

- Вы политический человек ? Участвуете в политических событиях, дискуссиях?

- Я отстаиваю  свои взгляды, если это необходимо. Но я считаю, что  для страны сегодня самое главное, чтобы каждый на своем месте  хорошо выполнял свое дело. Это намного важнее, чем заниматься демагогией, прикрываться теми или иными лозунгами.  Это мой принцип. Если предприниматель просто развивает свою компанию, вовремя платит зарплату и налоги – он делает для страны очень много.

- Что для вас счастье?

- Первое, что приходит в голову – это банальное «Счастье, это когда тебя понимают» (смеется). Счастье – это гармония, жизнь в гармонии с собой и с миром. Гармония может быть только в том случае, если ты не жертвуешь своими значимыми принципами ради сиюминутной выгоды.

Текст: Елена Привалова.

Фото: Г. Отарашвили

Организаторы



© 2008 - 2017 Бизнес-инкубатор ВШЭ Контакты Премия в СМИ