World IT Union: Только поверив в себя вы сможете сделать шаг, который приведет к успеху

Леонид Бугаев — владелец и креативный директор digital-агентства Nordic Agency AB (Москва–Стокгольм). Консультирует стартапы и участвует в интернет-форумах, конференциях. Работал в Студии Артемия Лебедева. Последние 15 лет работает в Интернете. Создавал проекты для Mars, JTI, Unilever, P&G, Danone, HP, Microsoft, Intel, Apple. Автор книг о мобильных технологиях (в 2012 году издательство «Альпина Паблишер» выпустила книгу «Мобильный Маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире» и в 2013 году в издательстве «Питер» вышла вторая книга: «Мобильный нетворкинг»), а так же основатель Академии экспертов и эксперт Премии «Стартап года» и бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ.

 

World IT Union: Леонид, расскажите, пожалуйста, о Ваших книгах. О чем они и в какой момент пришло понимание того, что тому количеству материала, успевшему накопиться за годы работы, пора придавать форму книги?

 

Леонид Бугаев: книга "Мобильный маркетинг" - об инструментах, которые доступны на экране смартфона и которые позволяют донести рекламное (и не только) сообщение до потребителя. А книга "Мобильный нетворкинг" для тех, у кого (как у меня когда-то) есть проблемы с общением и с формулированием того самого сообщения. Можно сказать что обе книги - о коммуникации между людьми, на разных технологических платформах - и в этом скрыт глубокий смысл этих книг.

 

World IT Union: как пришла идея принять участие в премии Startup года, в чем ее особенность?

 

Леонид Бугаев: я принимаю участие в жюри премии Startup года уже третий год - и заниматься этим движет мое естественное стремление увидеть новые, яркие интересные проекты.

 

Но самый интересный pivot (или разворот) я узнал, общаясь с Эстер Дайсон: когда мы познакомились, она сказала по секрету: "Я инвестирую не в проекты. Я инвестирую в команды людей - и в их способность вытянуть на своих плечах новые задачи и вызовы". С тех пор я гораздо больше внимания уделяю команде: кто эти люди, насколько они объединены идеей - и насколько они готовы похоронить бета-версию идеи и приступить к новому проекту. И это действительно работает в поиске интересных команд на рынке стартапов. А премия Startup года - лучшая площадка для встречи с такими командами.

 

World IT Union: в какой момент Вы поняли, что пора уходить в свободное плавание и создавать Nordic Agency AB?

 

Леонид Бугаев: за пять лет до того момента, когда это произошло в реальной жизни. Дело в том, что проблема "теоретизации" мне знакома на своем собственном опыте: мы все знаем, понимаем как запустить бизнес - но страх останавливает от того самого важного шага, который приводит к успеху. Только поверив в себя вы сможете сделать этот шаг.

 

World IT Union: с какими трудностями приходилось сталкиваться или не приходилось?

 

Леонид Бугаев: нехватка денег, времени, правильных людей, понимания того, что нужно делать, как и когда. Мы живем в ситуации ограниченных ресурсов: если бы у всех было всего достаточно, то мир был бы спокойным и предсказуемым. Именно нехватка ресурсов и желание изменить мир в лучшую сторону заставляет меня, как и других предпринимателей, двигаться каждый день к новым высотам.

 

World IT Union: на одном из сайтов промелькнула фраза, что Вы помогаете развиваться стартапам. В чем заключается помощь?

 

Леонид Бугаев: я помогаю стартапам своим опытом и связями. Нетворкинг, как ресурс дает вам опыт, навыки и время других людей. Я соединяю опытных людей с теми, кому этот опыт отчаянно необходим.

 

World IT Union: расскажите про Академию экспертов? Чему учите и каковы результаты?

 

Леонид Бугаев: Академия экспертов - это наше стремление сделать мир лучше. Научить предпринимателей находить свой голос. Озвучивать миру свои идеи, превращать эти идеи в практические проекты. Два года назад Академия экспертов началась с первого открытого выступления в Высшей школе экономики - как раз тогда я начал озвучивать идеи, которые позже стали главами в книгах "Мобильный маркетинг" и "Мобильный нетворкинг". Сегодня я пишу новую книгу, с названием "Мобильность для бизнеса" - и я рассчитываю, что предприниматели, которые понимают как важно в бизнесе внедрить скорость и новое качество реакции, с благодарностью примут эту работу. В ближайшее время мы будем проводить образовательные семинары по теме мобильности с такими компаниями-лидерами, как Google, Samsung, Мегафон и Citrix. И это направление образовательных проектов (как в онлайне, так и в реальной жизни) будет очень важным для всех компаний: ведь побеждать в гонке будут самые успешные и самые мобильные.

 

World IT Union: как по-Вашему, в чем различие между стартапом и бизнесом? Что такое вообще Startup?

 

Леонид Бугаев: это уникальный бизнес-проект, который рано или поздно станет единственным и неповторимым в своей категории. Но для меня и существование интересного направления Startup - это всего лишь этап, который отделяет успешный бизнес от того момента, когда он стал успешным. Поймите такую вещь, что вы приходите не стартаперским бизнесом заниматься, а менять мир в лучшую сторону. И в этом мире существуют люди, у которых не реализованы какие-то мечты, нужды, чаяния, которые вы можете сделать дешевле, быстрее и легче. Вот эти три ключевых момента и определяют успешный бизнес, становящийся массово востребованным. И интернет в этом плане для меня очень интересный феномен, который в течение 19 лет обеспечивает меня. Я пришел работать в студию Лебедева, в 1998 году, тогда же грянул кризис, который несколько поменял мои планы и пришлось работать дольше и это, наверное, один из самых первых разворотов, который не позволил мне уйти от интернета. И я ему бесконечно благодарен. Интернет это способность увидеть, услышать и познакомиться с армией из тысяч или даже миллионов ваших потенциальных потребителей. Посмотрите на бизнес Google или Facebook: большинством услуг (которые предлагают эти компании предоставляются бесплатно) вы пользуетесь. Но при этом вы тратите время, которое эти компании успешно монетизируют через рекламные инструменты.

 

World IT Union: в чем может заключаться ключевая ошибка стартапера?

 

Леонид Бугаев: есть два варианта развития событий. Первый: если планируется создать свой собственный продукт, то существует одна опасность. В разработку этого продукта вы можете вложить гигантское количество сил и, особенно, это будет тяжело, если вы планируете создание физического продукта. К примеру: у нас есть камера, которая позволяет снимать на 360 градусов, это, с одной стороны уникальный продукт, но с другой - он состоит из уже существующих коробочек, базирующийся на уже успешных технологиях. Любая технология, которую вы собираетесь внедрить, это скорее всего ответ на уже существующую проблему. Проблема на рынке какая: я хочу сделать так, чтобы общение с бабушкой, находящейся в Португалии, не стоило мне ни цента. Это Skype, базирующийся на идее проводных технологий (на телефоне), а телефон это устройство, которое еще в 80-х годах было отличным решением для тех, кто не мог купить себе билет на самолет. Любая технология, которую вы придумываете, базируется на старых костях и таким образом вы являетесь убийцами старых технологий. Если придумываете что-то, что имеет большую степень обзора, что дешевле, лучше или проще и, начиная проверять свою идею на жизнеспособность, задумайтесь о том, кого я хочу «утопить» и какой проект в итоге утонет в результате появления моего продукта. При этом я не рекомендую идти в создание своего собственного продукта по одной причине: если вы начинаете его с нуля, то это вырвет вас на три года. Если это железо, софт, какой-то физический продукт (видеокамера или часы), идите, по простому пути: найдите людей, у которых есть на сегодняшний день нерешенная задача и займитесь сервисным бизнесом.

 

Второй вариант развития событий: у вас есть идея, вы способны ее реализовать и на белом коне въехав на этот рынок победить всех. Не получится. Существует принцип, который можно сформулировать как принцип радара. Если вы, например, смотрите в перспективе на пол года вперед и понимаете, что ваша идея может заработать очень скоро, то скорее всего, ваша бизнес-концепция уже реализуется в Америке, Европе, Австралии и других странах несколькими командами, которые точно также пришли на конкурентоспособный рынок. В этом случае у вас есть шанс преуспеть, только если вы наберетесь опыта и начнете быстро что-то делать. Еще вариант, когда вы мыслите категориями. К примеру: я построил штуку, которая через 10 лет станет «бомбой», но пока мне никто не может поверить, потому что только я единственный и неповторимый верю в то, что именно так и будет в этом мире и ровно в этот момент ваша способность убеждать других людей, является единственным мерилом вашего искреннего желания продолжать двигаться в этом направлении, но проблема в чем: вы движетесь в тумане. Иначе, если бы это было не так, то скорее всего вам бы поверили и стали копировать ваш бизнес.

 

World IT Union: так все таки что же лучше - уходить в Startup или для начала набираться опыта в компаниях?

 

Леонид Бугаев: ментальность предпринимателя очень сильно отличается от ментальности юного спутника, потому что человек начинает в себе чувствовать невероятную ответственность за своих сотрудников, а это тяжелая ноша. Если сейчас вы недолюбливаете ваших начальников, то впоследствии вы будете вспоминать о них с благодарностью, так же как я сейчас вспоминаю, как они обо мне заботились, водили на тренинги, образовательные проекты, сколько они мне дали тогда, не прося ничего взамен, что мне сейчас очень пригодилось. Это те достижения, которых в 2001-2003 году было немного. У меня одна единственная идея - идите работать. Но идите с пониманием того, что рано или поздно вы поймете что это хорошая школа: кто-то перейдет на следующую ступеньку по карьерной лестнице, а кто-то в этот момент выйдет и начнет смотреть на несовершенство мира глазами предпринимателя, который хочет это изменить, исправить, чтобы в вашем окружающем мире люди стали мобильнее, свободнее, стали на этом зарабатывать деньги, это то, что заставляет меня двигаться, и учить людей, в рамках своего проекта «Академии экспертов». В тот момент, когда вы говорите, что это «ваше», то не надо бросать работу сразу, потому что это очень большая ошибка. Вам нужно научиться управлению финансами, т.к. скорее всего вы не являетесь финансистом с точки зрения бухгалтерского учета. Важно понимать, что приходящие потоки денег вы можете получить, но масштабировать это и сделать так, чтобы это зарабатывало ровно столько же сколько вы сейчас получаете на карман, будучи сотрудником компании, очень непростая задача и когда у вас есть номинальный миллион двести и вы не можете до него дотянуться это беда. Это та составляющая бизнеса, о которой, как правило, никто не рассказывает. Люди не приучены к долгосрочному планированию. Тренды здесь не работают по одной простой причине: это ваши навыки и умения, которые необходимо развивать на практике. Вы сколь угодно можете говорить о том, что вы знаете теорию управления персоналом, теорию распределения финансовых потоков, обучаться на финансиста, но это все приходит в тот момент, когда вы открываете компанию.

 

World IT Union: есть ли что-то, что для Вас, как человека в свободном полете, имеет особую ценность?

 

Леонид Бугаев: для меня самая главная ценность, которая есть это свобода, реализующаяся сейчас на сто процентов и я могу принимать решения самостоятельно. Нет людей, которые напрямую ставят мне задачу, я сам ее назначаю. Возникает вопрос: налево пойдешь станешь высококвалифицированным специалистом, направо – будет «убивать» нехватка денег. Экспертизы, неумение общаться с сотрудниками компании, нанимать их или еще быстрее увольнять. Потому что, когда у вас кризис и остается мало денег, для того, чтобы выплатить сотрудникам зарплату, вы думаете, кого уволить первым. У вас нет вариантов. Когда вы не можете выгнать никого – вы распрощаетесь со своей компанией. У меня был момент, когда нужно было принимать такое решение. Если говорить про те достижения, которые у меня есть, то это авторство книг, собственное цифровое рекламное агентство, желание учить людей. Я просыпаюсь и думаю, как мне повезло, что три года назад я все-таки сделал этот первый шаг, который начинают делать стартаперы, но боятся. Два года назад я был в режиме, когда у меня была ежедневная деятельность в коворкингах. Вокруг работают те люди, которые могут стать супер специалистами с точки зрения нарезки множества профессий, которые позволяют так или иначе даже не запускать свой бизнес. Здесь единственная поправка, в том, что вы себе купили работу, которая заканчивается тогда, когда вы отошли от станка. Фактически в руках у вас есть бормашина, вы зубной врач, у него рука сломалась и все деньги закончились. Самая лучшая книга, которая объясняет разницу между владельцем бизнеса и тем, кто в нем работает это Кийосаки. Она дает понимание того в каком квадрате находитесь вы. Я зарабатываю на том, что я уже когда- то заработал. Это в том числе для меня ответ, могу ли я сегодня не ходить на работу.

 

World IT Union: к чему нужно быть готовым человеку, начинающему свой проект?

 

Леонид Бугаев: необходимо набраться смелости и сказать, что если ты приходишь в Internet, то здесь ситуация дикого запада, когда никто не скажет , что вы успешны, кроме как сами потребители, которые вынут пачку денег и скажут «я потребитель и покупаю то что ты предлагаешь, дай мне еще». И вот это замечательное чувство, когда ты востребован, как профессионал и ты это масштабируешь, запускаешь, приходит десятый, двадцатый, сотый клиент и закрутилось, и тебе необходимо срочно покупать и устанавливать более крутой и мощный двигатель, сажать второго пилота, собирать команду «продажников». Конечно, же в этот момент, можно потратить время на поиски трендов, но я не видел ни одного успешного предпринимателя, который бы тратил время на эти поиски. Идите и работайте. Потому что у вас тогда будет бессонница и движуха. Осторожнее в этот момент, потому что если вы начнете тратить кучу денег на обеспечение, то внезапно за вашим самолетом начнется маленький ручеек трат, потом больше и больше, бензин внезапно начнет выдыхать запах, потому что вы какие-то элементы не проконтролировали, и в итоге можно потерять чувство ритма, меры, прибыли, даже чувство времени. Скажу так: профессия стартапера для меня очень привлекательна, она сейчас поэтична, как пионеры во время военных действии, то, что вы решили быть стартаперами, это круто, вам необходимо быстрее повзрослеть, перейти в следующий этап профессионалов.

 

World IT Union: спасибо.

Организаторы



© 2008 - 2017 Бизнес-инкубатор ВШЭ Контакты Премия в СМИ